Одним из наиболее заметных явлений «альтернативной»
музыки рубежа 80–90-х стал грандж (grunge),
сконцентрировавший в себе все деструктивное,
что только было в панке, пост-панке, хардкоре и металле.
В числе его предшественников можно припомнить и BLACK SABBATH, и STOOGES,
и даже… KING CRIMSON образца 1974 года! Грязные, яростные аккорды гитар,
резкий и одновременно вязкий саунд, упрямо-допотопные риффы,
надрывный вокал (с совершенно специфической, слегка «гнусавой» окраской),
резкие динамичные контрасты; какая-то неприютность, неприкаянность,
депрессивность в музыке и в текстах – вот что отличало «классических» гранджевиков.
Вместе с тем грандж был пронзительно, душераздирающе лиричен
и на удивление мелодичен. Для гранджа характерна своя г
армоническая система, попевочного типа обороты
в вокальной партии, в партии гитар нередки стонущие
секундовые интонации, диссонантные созвучия.
В середине 80-х грандж начинался как сугубо
локальное течение (его родина – американский город Сиэттл),
но очень скоро он приобрел поистине мировой размах и массовую популярность.
Пионерами данного направления были GREEN RIVER, THE MELVINS (Абердин - Сиэттл),
MUDHONEY, SOUNDGARDEN, L7 (Лос-Анджелес). Однако настоящий триумф
гранджа начался с сиэттлской NIRVANA, которая стала одной
из последних по-настоящему культовых групп в истории рока.
Среди соратников и последователей NIRVANA следует назвать
в первую очередь обладающих абсолютно самостоятельными творческими
манерами PEARL JAM и ALICE IN CHAINS, идеи гранджа оказались
близки SMASHING PUMPKINS и другим командам.
«Водораздельную» роль в истории гранджа (и всей «альтернативы») сыграл диск
NIRVANA "Nevermind" (1991), получивший бешеный коммерческий успех.
В этом же году на вершины чартов взлетел и дебютный диск PEARL JAM,
также считающийся одним из «величайших» альбомов гранджа. Впрочем,
лидер группы NIRVANA Курт Кобейн (Kurt Cobain) вряд ли предполагал,
что его песни будут иметь столь оглушительную популярность,
и не стремился к ней. Возможно, именно несоответствие «внешнего»
статуса его внутреннему мироощущению послужило одной из причин
самоубийства этого талантливого музыканта (апрель 1994 года).
Фактически NIRVANA, а с нею и «классический» грандж прекратили
существование еще до этого события. Однако идеи гранджа не были забыты,
развиваясь с середины 90-х в русле «радио-дружественного» пост-гранджа.
Некоторые из «грандов» стиля в данной ситуации почли за честь прекратить
существование (ALICE IN CHAINS, SMASHING PUMPKINS), иные же продолжают
действовать, пытаясь найти новые пути самовыражения (PEARL JAM, MUDHONEY).
Ключевые артисты и альбомы: GREEN RIVER «Rehab Doll» (1988) NIRVANA «Nevermind» (1991) PEARL JAM «Ten» (1991) ALICE IN CHAINS «Dirt» (1992) SOUNDGARDEN «Superunknown» (1994)