Пауэр-метал (power metal) - одна из разновидностей металла,
появившаяся во второй половине 80-х. Происхождение термина "пауэр"
(от англ. power - сила, мощь) специалистами не установлено.
Одно время термин существовал по отношению к американским командам
типа ранней Metallica, Testament, Pantera и т.п.,
однако сейчас это принято называть трэшем.
Пауэр-метал стал логическим продолжением идей классик-хард-рока
(DEEP PURPLE, RAINBOW), глэма и хард-н-арта (SLADE, SWEET, QUEEN, URIAH HEEP),
и, конечно, британского хэви-метал (JUDAS PRIEST, IRON MAIDEN и др.).
Непосредственным предшественником стиля в середине 80-х стал спид-метал,
с которым в начале своей карьеры экспериментировали родоначальники пауэра -
немецкие HELLOWEEN, а позже и их последователи BLIND GUARDIAN.
В числе ветеранов следует назвать также RUNNING WILD, RAGE, GAMMA RAY
(проект экс-лидера HELLOWEEN Кая Хансена), SCANNER, CHROMING ROSE и др.
Родиной пауэра следует считать Германию, и это отнюдь не случайно,
учитывая сильную связь пауэра с австронемецкой "классической" музыкальной школой.
Музыкальный язык пауэр-метала далеко отошел от блюза и рок-н-ролла.
Германские пауэр-металлисты проявляли искренний интерес к музыке великих
немецких композиторов, и это не могло не отразиться в их собственном
творчестве: выражаясь фигурально, весь пауэр, как дуб из желудя, вырос
из "Оды к радости" Бетховена и вагнеровских лейтмотивов из "Кольца Нибелунгов".
Можно отметить и влияние камерно-вокальной лирики эпохи романтизма (Шуберт, Шуман).
С другой стороны, ощущалось сильное воздействие национальных песенно-танцевальных
традиций - причем как западноевропейских, так и славянских. Последнее,
вероятно, было обусловлено, с одной стороны, давними связями древних
германской и славянской культур, с другой - общностью мелодико-гармонических
оборотов и интонаций, удобством исполнения "попевочных" оборотов на гитаре,
особенностями ритмики пауэра, воспринимающейся в отдельных случаях
как "плясовая" (см. далее).
От своего предшественника, спид-метала, пауэр позаимствовал
очень быстрый темп, высокое техническое мастерство и отточенную
манеру интонирования (две ритм/соло-гитары), "частую" ритмическую
сетку (непрерывная линия двух бочек и акцент малого барабана на
каждую слабую долю). Саунд при этом оказался несколько "приглаженным",
смягченным, но и более разнообразным (широкое использование синтезаторов,
"хорового" бэк-вокала, иногда даже "живых" акустических тембров).
Основной вокал в пауэре, как правило, "чистый" и высокий (порой
до пронзительности ). В целом, основные отличия спид- от пауэра -
в большей коммерческой направленности, в упоре на мелодику,
а не на энергетику и скорость, в большем значении именно вокальных
партий, запоминающихся припевов и т.п., что скорее роднит пауэр с
глэм-, чем со спид-металом.
Для пауэра характерна своя образно-эмоциональная сфера: развив
тенденции, идущие от британского хэви, пауэр смодулировал не
в сторону агрессии, брутальности, депрессивности трэша, а в
сторону более светлой образности, героики, эпичности, даже
"сказочности". Здесь получили распространение исторические,
мифологические, мистико-религиозные, фэнтэзи-темы и сюжеты;
прижился жанр "концептуального альбома", моно-рок-оперы.
На рубеже 80-х - 90-х основатели направления HELLOWEEN, увы,
заметно коммерциализировались и выпустили ряд малоудачных работ.
Возрождению пауэра в середине 90-х способствовали три события -
выход очень сильного альбома GAMMA RAY "Land of the Free" (95),
возврат HELLOWEEN к пауэрной стилистике - "Master of the Rings" (94)
и усиление состава финской STRATOVARIUS на "Fourth Dimension" за счет
прихода вокалиста Тимо Котипелто (95). В то же время не прекращалась
удачная в целом работа таких групп, как RUNNING WILD и RAGE, реанимировался
SCANNER, позже появились PRIMAL FEAR и IRON SAVIOR (оба с участием Кая Хансена,
первый также с участием Ральфа Шиперса из GAMMA RAY).
Вливание свежей крови произошло со стороны традиционно "неметаллических" держав,
привнесших в стиль большее разнообразие, национальную специфику. Помимо STRATOVARIUS,
наиболее яркие примеры современного "негерманского" пауэра дают нам итальянские LABYRINTH,
RHAPSODY, SKYLARK, шведские HAMMERFALL, NOCTURNAL RITES, американо-норвежские KAMELOT,
финские NIGHTWISH, бразильская ANGRA. Группы второй волны усилили
значение "классики" (женский оперный вокал у NIGHTWISH), внедрили
в пауэр элементы смежных стилевых разновидностей, таких,
как классик-хард-рок малмстинского толка у STRATOVARIUS и RHAPSODY,
шведский дэт/блэк у CHILDREN OF BODOM, дэнс-элементы на первом альбоме
LABYRINTH, арт- и латино-рок у ANGRA (иногда для описания подобных явлений
приходиться использовать такие "смешанные" термины, как спид-пауэр, трэш-пауэр,
прогрессив-пауэр, хэви-пауэр и др.). В творчестве этих и других групп наметился
также отход от двухгитарной модели в сторону более привычной для хард-рока
гитарно-клавишной. К сожалению, в последние пару лет "каноничность"
пауэр-метал переросла в клишированность, что признают даже горячие
поклонники этого направления.
Ключевые артисты и альбомы:
HELLOWEEN "Keeper of the 7 Keys" Pt. 1, Pt. 2 (1987, 1988)
RUNNING WILD "Black Hand Inn" (1994)
GAMMA RAY "Land of the Free" (1995)
STRATOVARIUS "Fourth Dimension" (1995)
ANGRA "Holy Land" (1995)