Трэш-метал (thrash metal) – одна из разновидностей металла,
возникшая в первой половине 80-х. Первоочередная заслуга
в формировании (трэша принадлежит американским музыкантам
(большинство из них – уроженцы Калифорнии),
которым пришелся по душе британский хэви-метал.
Восторженные отзывы о Новой волне британского
хэви-метал (НВБХМ) просачивались в Америку через прессу,
а сама музыка достигала Нового света на пластинках.
Кое-кто из молодых исполнителей
(среди которых – Ларс Ульрих, будущий барабанщик METALLICA)
даже ездил в Британию набираться опыта. Конечно,
у американцев были и «родные» источники влияния – например, хардкор.
В числе групп первого трэш-эшелона,
помимо METALLICA, следует назвать MEGADETH
(группа, созданная уволенным из рядов METALLICA гитаристом Дэйвом Мастейном),
EXODUS (группа, из которой в METALLICA перешел гитарист Кирк Хэмметт),
ANTHRAX, SLAYER, OVERKILL. В конце 80-х стартовала так
называемая вторая волна групп западного побережья:
TESTAMENT, FORBIDDEN, VIO-LENCE, DEATH ANGEL и др.
В начале-середине 80-х появилось немало трэш-групп
и за пределами Америки - от канадской ANNIHILATOR и
бразильской SEPULTURA до немецких KREATOR и SODOM.
Американцы не смогли, да и не пытались полностью воссоздать
достаточно отточенный саунд британского хэви.
Они привнесли в звучание изрядную долю сырости,
грубости и ярости, а в сам дух металла – ноту трагичности.
Для трэша характерны жесткие, лапидарные риффы баса
и гитары, «инфернальные» тритоновые обороты (идущие от BLACK SABBATH).
Темп в трэше, как и в спид-метале, колеблется
от умеренно-быстрого до очень быстрого.
Типичным признаком трэша является интенсивное
басово-гитарное тремоло (как правило, по полуприжатым струнам,
что дает множество шумовых призвуков) и ритмический унисон
с пулеметными очередями двух бочек (отсюда, собственно и название
стиля: от англ. to thrash – молотить, барабанить).
Линии вокала нередко диссонируют с инструментальной фактурой.
При этом в трэше, пусть даже в качестве контрастных "вставок",
нередко встречаются заимствования "классической" музыки
(вспомним квази-лютневые переборы полуакустической гитары и «барочные»
гитарные соло у METALLICA и MEGADETH), так же, как и более глубокие
примеры претворения принципов симфонической драматургии
(здесь вновь уместно сослаться на творчество M&M).
Впрочем, далеко не все группы увлекались подобными изысками.
Роль трэш-метала для дальнейшего развития
интернациональной «ортодоксальной» и «альтернативной» метал-сцены
трудно переоценить. Его значение велико и сегодня,
хотя корифеи направления в 90-х пытались свернуть с
изначально избранного пути (METALLICA – в сторону облегчения,
декоративности саунда, MEGADETH – к электронным экспериментам).
Разновидностями трэша являются техно-трэш (канадская VOIVOD,
немецкая MEKONG DELTA, американская WATCHTOWER) и трэшкор
(с более заметным влиянием хардкора, как у PANTERA).
Ключевые артисты и альбомы: METALLICA «Master Of Puppets» (1986) ANTHRAX «Spreading the Disease» (1985) MEGADETH «Peace Sells...But Who's Buying?» (1986) SLAYER «Reign In Blood» (1986) TESTAMENT «Legacy» (1987)