Для начала мне хотелось бы немного рассказать вам о том,
какие примерно направления есть в современном прогрессивном "хардкоре"
и чем они друг от друга отличаются (с моей точки зрения).
Так как этот стиль (?) возник недавно (в конце 90-х), то делать
какие-либо окончательные выводы более чем глупо, но вкратце очертить
тенденции представляется мне вполне разумным и возможным. Во-первых,
под прогрессивным "хардкором" ни в коем случае не может пониматься
олд-скул (т.е., собственно хардкор) и NYHC (он же битдаун хардкор, он же
таф гай хардкор, он же бруталкор, он же мошкор). Во-вторых, количество
металла и его "качество" (т.е., стилистическая окраска) в собственно
прогрессивном "хардкоре" являются одними из тех факторов, которые я буду
принимать во внимание, говоря о разных направлениях в прогкоре (на меня
нашло озарение и я только что придумал хороший термин? *LOL*). Другими
важными факторами являются такие вещи, как грайндкоровые влияния, связанный
с ними общий темп и наличие внеэкстремальных музыкальных элементов
(джазовые части у the Dillinger Escape Plan).
Принимая во внимание всё это, я бы выделил в прогкоре следующие течения,
тенденции, носящие скорее теоретический, ориентационный характер.
Другими словами, вашему вниманию предлагаются эдакие сферические
хардкоровые кони в вакууме, музыкально-семантические блоки,
комбинацией которых можно описывать ту или иную прогкоровую музыку.
Вот они:
1) Маткор. Про это течение я уже писал в рецензии на Converge "Jane Doe",
поэтому лишь вкратце скажу, что маткор — это "продвинутый",
прогрессивный, техничный, "навороченный" грайндкор. Группы,
которые можно отнести к этому стилю — поздние Discordance
Axis и Creation Is Crucifixion. Для маткора характерен
постоянно высокий темп и постоянно большая скорость игры,
склонность к зашкаливанию в нойзкор и периодически встречающиеся дэтовые риффы.
2) Диссонантный "хардкор". Течение характеризуется массивным использованием
диссонансов, особым развитием композиции — длительные периоды возрастания
напряжения крайне редко сменяются разрядкой, в основном же они либо
срываются в яростный нойзкор (что больше характерно для Dragbody),
либо уходят в мрачновато-меланхолические чистые гитарные партии,
часто аккомпанируемые чистым же вокалом. Как правило, общая атмосфера
музыки крайне депрессивна. Диссонантным "хардкором"
называют All Else Failed и Dragbody.
3) Матметалкор. Это направление можно определить как утяжелённый
до металла, напичканный рваной ритмикой и диссонансами рок.
Почему матметалкор? Потому что термин "матрок" уже занят, слово "матметалкор"
же характеризует как более агрессивную сторону (присущая маткору техничность,
стремление к диссонансам и необычной ритмике), так и более лиричную сторону
(невысокий в общем темп, возможно наличие чистого вокала и чистых гитарных партий).
Матметалкором можно назвать Botch, Narcissus, Light Is The Language, Drowningman
(с поправкой на уклон в сторону эмокора и альтернативы), классика "нью-скула"
Deadguy тоже вполне описывается в рамках матметалкора.
4) Грувкор. Если в прогкоровой музыке ощутима ориентация на грув,
то вполне можно говорить о грувкоре — направлении, ориентирующемся
на "тяжёлый блюз" (можно даже смеха ради назвать это направление блюзкором).
Другими словами, грувкор — это любая околокоровая экстремальщина,
в которой более-менее часто слышен хардроковый грув.
В грувкоровости можно заподозрить Burnt By The Sun, Mastodon,
Soilent Green, последний Bloodlet.
5) Эмокор. По сути, эмокором можно назвать любую команду, болтающуюся между "продвинутой"
альтернативой и хардкором, эмокор — это эдакий прогрессивный гранжкор,
постхардкор, в котором мажора, чистого вокала и гитар не меньше (а то и куда больше),
чем минора, воплей и гитарной тяжести. Обычно типичным эмокором называют
At The Drive-In, Boy Sets Fire, Thursday, Grade, Hot Water Music, Fugazi,
Texas Is The Reason, Promise Ring. NB: Эмокор следует считать стилем,
параллельным прогкору, а не "вложенным" в него. Дело в том, что эмокором
сейчас называют всё, что угодно — от весьма тяжёлых и экстремальных
Boy Sets Fire до голимой попсни типа The Cure (sic!).
6) Металкор. Как правило, под металкором подразумевают либо смесь
мошевого хардкора и трэша в духе Slayer, либо смесь вышеупомянутой
смеси с европейским (в частности, шведским) дэтом и мелодичным металлом.
Другими словами, если в коровой музыке есть гитарные соло и выразительные
мелодии, то это считается металкором. В этом направлении работают
самые разные команды — от брутальных Diecast до практически хэвушных Apathemy.
Естественно, это лишь полюса, так сказать, магниты, к которым может
тянуть ту или иную группу, в реальности же музыка прогкоровых команд,
как правило, вливается в несколько течений сразу. Скажем, Knut и Keelhaul
можно отнести как к матметалкору, так и к грувкору, наиболее же точной
характеристикой этих бригад будет, пожалуй, "прогкор с элементами грувкора
и матметалкора", где прогкор является условной общестилевой характеристикой,
а грувкор и матметалкор — специфическими составляющими, позволяющими отделить
одну прогкоровую группу от другой и придающими группе определённую индивидуальность.
Стоит сказать, что мне кажется разумным разделить прогкор и арткор
по одному-единственному признаку: наличию внеэкстремальных элементов.
Скажем, Neurosis, ISIS, Old Man Gloom, Cult Of Luna и прочие команды
из музыкальной "семьи" Neurosis по данной классификации явно принадлежит
к арткору, поскольку в их музыке чувствуется сильное влияние прогрессивного
рока, к экстремальной музыке не относящегося. В то же время Converge,
пожалуй, ближе к прогкору, поскольку внеэкстремальных элементов там
сравнительно мало — собственно, всё так или иначе вписывается в область
экстремальщины, за возможным исключением парочки мест, характеризуемых
либо как эмо, либо как отмороженный нойз-рок (что в моём понимании вполне экстремально)
Автор: Andrew Kugaevskiy
http://delugezine.com/
Art-Core
Поподробнее остановимся на том, что это такое и как это надо готовить.
В девяностых годах прошлого века (звучит глобально, а?) в различных
направлениях экстремальной музыки стали появляться похожие тенденции
использования музыкальных элементов жанров, ранее считающихся чуждыми
металлу и/или панку. Несмотря на то, что вышенаписанное верно для
практически всех стилей, сейчас нас интересует то, как эти тенденции
повлияли на то, что в Америке сейчас называют хардкором. По сути, уже
в начале девяностых развивать вглубь хардкор в том виде, в каком он
существовал, было практически нереально. Группам типа Today Is The
Day, Zeni Geva, Neurosis ("святая троица" арт-кора) пришлось расширять
границы хардкора путём использования музыкальных элементов, ранее ему
чуждых. Это привело к продолжающемуся до сих пор настоящему буму хардкора,
в результате которого хардкор по сути превратился в металкор, т.е.,
практически не поддающуюся деконструкции смесь хардкор-панка и металла.
Однако, одним скрещиванием с металлом дело не ограничилось —
в дело пошёл джаз, рэп, индастриал, сладж, стоунер, этническая
музыка, эмбиент, в общем, всё, что музыканты посчитают нужным,
и образовался ночной кошмар музыкальных критиков — арт-кор,
эклектичный стиль современной рок-музыки, базирующийся на металкоре
и развивающий его вширь с помощью "инородных" элементов,
взятых из других жанров и стилей музыки (попробуйте-ка опишите это в двух словах!).
Автор:
Андрей Кугаевский
http://delugezine.com/reviews.php?lang=ru&id=48